Защита окружающей среды и энергоэффективность

Флот группы СКФ работает по всему миру, поэтому вопрос защиты окружающей среды для компании носит глобальный характер. Мы осознаем степень своей ответственности и стремимся свести к минимуму влияние на окружающую среду путем внедрения инноваций, снижения энергопотребления и повышения квалификации персонала.
Несмотря на то, что морские грузоперевозки признаны наиболее безопасными для окружающей среды по сравнению с перевозками наземным и воздушным транспортом, общество ожидает от судовладельцев постоянного снижения уровня загрязнения. Поэтому разработку и внедрение новых методов защиты окружающей среды компания ведет с опережением, учитывая самые строгие региональные нормы, часто превосходящие конвенционные.
Система экологического менеджмента ПАО «Совкомфлот» выстроена в соответствии с принципами, целями и задачами политики компании в области охраны окружающей среды, изложенной в «Основном руководстве по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения». Система экологического менеджмента охватывает все структурные подразделения компании, начиная от рядовых членов экипажа каждого судна и заканчивая руководителями высшего звена.Инициативы по использованию возобновляемых источников энергии и повышению энергоэффективности (основные мероприятия):
- использование на судах режима Slow Steaming для снижения расходов топлива и выбросов в атмосферу. Результаты экономии показывают, что переходы с низкой скоростью (7–9 узлов) при нагрузках главного двигателя менее 40% MCR повышают энергоэффективность и экологическую безопасность судов. В программу S3ES-Novoship был включен раздел Slow steaming monitoring & analysis, который позволяет операторам судов планировать и отслеживать такие режимы работы судов;
- использование оптимального дифферента для каждого судна во время балластного перехода с целью достижения минимального расхода топлива на главный двигатель (применяется на судах компании с 2009 года). Оптимальная посадка была установлена для каждой серии судов путем проведения теплотехнических испытаний при различных дифферентах;
- контроль и оптимизация расхода энергии на обогрев и вентиляцию жилых помещений на судне;
- оптимизация нагрузки электростанции в ходовом и стояночном режимах;
- поддержание культуры энергосбережения на судах;
- контроль состояния корпуса судна и его своевременная очистка. Осуществляется мониторингом за нагрузочными (винтовыми) характеристиками главного двигателя по программе S3ES-Novoship. Ежесуточно контролируется скорость судна относительно суши и воды, погодные условия, скольжение винта. В некоторых случаях производится подводная съемка, позволяющая оценить обрастание корпуса;
- строгое поддержание цилиндровой смазки главного двигателя на уровне не выше рекомендованного. Компания следует рекомендациям завода-изготовителя главного двигателя и фирмы Flame Diagnostic, которая осуществляет контроль за расходом цилиндрового масла и предоставляет рекомендации по оптимизации подачи масла согласно результатам анализа проб отработанного цилиндрового масла;
- установление степени готовности судовой энергетической установки в зависимости от условий стоянки с требованием работы минимального количества механизмов (постоянная готовность и готовность к определенному времени);
- использование для покраски корпуса судна инновационных низкофрикционных лакокрасочных покрытий c целью увеличения междокового периода, а также уменьшения обрастания корпуса и исключения подводных очисток в междоковый период;
- плановая замена ламп накаливания на энергосберегающие (люминесцентные, в том числе компактные люминесцентные, светодиодные). Оптимальное размещение световых источников (местное освещение, направленное освещение). Повышение светоотдачи существующих источников. Применение устройств управления освещением (датчики движения, датчики освещенности, таймеры);
На судах группы СКФ с 2006 года внедрена программа S3ES-Novoship для сбора и обработки информации об использовании топлива и масел, разработанная и запатентованная компанией.
- Подробнее о программе S3ES-Novoship
-
Программа S3ES-Novoship позволяет:
- контролировать все важные параметры работы судна (расход топлива и масел, мощность и частоту вращения главного двигателя, пройденное расстояние и скорость судна и т.д.);
- осуществлять ежедневный анализ расхода топлива и масел, давать графическое представление;
- контролировать характеристики работы каждого из судовых потребителей топлива в течение длительного периода времени с целью выявления возможных причин повышенного расхода;
- производить оценку эффективности организационных и технических мероприятий, направленных на оптимизацию расхода топлива и масел;
- выявлять неэффективные с точки зрения расхода топлива режимы работы главного двигателя и вырабатывать методы повышения его экономичности и энергобезопасности;
- производить автоматический расчет и оценку Эксплуатационного Коэффициента Энергетической Эффективности (EEOI) за рейс или любой промежуток времени для оценки выбросов СО2 (в соответствии с IMO MEPC.1/Circ 684). Он введен для оценки выбросов парниковых газов и оценки энергоэффективности существующих судов.
Программа имеет возможности адаптации к различным задачам оптимизации расхода топлива и масел на судах.
На судах компании проводятся энергетические аудиты. Эти контрольные мероприятия заключаются в сборе и обработке информации об использовании энергетических ресурсов, в получении достоверной информации о расходе топлива и масел и показателях энергетической эффективности работы главных двигателей, вспомогательных котлов и дизельгенераторов, выявлении возможностей энергосбережения и повышения энергетической и экологической эффективности судовых энергетических установок.
Обеспечение рационального использования топливно-энергетических ресурсов за счет реализации энергосберегающих мероприятий на судах компании позволило уменьшить расходы топлива при совершении рейсов судами: если в 2011 году расход топлива на пройденную милю составлял 110 кг/милю, в 2012 году – 109 кг/милю, то в 2013 году – 106 кг/милю. Расход снизился на 2,7%.
Эффективность использования топлива и масел на судах компании после внедрения вышеуказанных мероприятий улучшилась: норма расхода цилиндрового масла по флоту снизилась с 1,09 г/кВт*ч в 2011 году до 1,05 г/кВт*ч в 2012 г., или на 3,8%. Снижение расхода масла в 2013 году составило 2,9%, с 1,05 г/кВт*ч до 1,02 г/кВт*ч.